В сферу деятельности компании «Транс Инвест», помимо прочего, входит перевозка грузов и доставка нерудных материалов в труднодоступные места в любое время года. Особые трудности возникают при зимней перевозке грузов по р. Лена из Усть-Кута (Иркутская область) в г. Ленск и пос. Витим (Республика Саха), а также при доставке грузов по зимнику из Усть-Кута на окрестные восемь месторождений полезных ископаемых.
Зимняя перевозка по замёрзшим рекам связана с определённым риском, поскольку прочность ледяного покрова – величина непостоянная. На неё оказывают влияние не только погодные условия, но и протяжённость маршрута, которая в районах Крайнего Севера составляет многие сотни километров. Ниже приводятся интересные факты, свидетельствующие о том, что доставка грузов по зимнику – дело серьёзное и ответственное.
1 - Прокладка зимника по рекам
Есть два типа зимников: регулярные (официальные) и разовые (стихийные). При прокладке регулярного зимника соблюдаются меры безопасности, сводящие к минимуму риск утери груза. К таким мерам относятся намораживание дополнительного слоя льда для увеличения прочности ледового покрытия. При крупнотоннажных перевозках прибегают к созданию понтонных переправ. Их вмораживают в ледяную толщу, за счёт чего ледовая переправа приобретает повышенную надёжность.
Со стихийными зимниками ситуация меняется в худшую сторону: они не проходят проверку на толщину льда и, соответственно, несущую способность. Более того, такие дороги делают узкими, что создаёт серьёзные препятствия для разъезда транспортных средств. Чем оправдан такой риск? Ответ очевиден: банальное желание сэкономить плюс надежда на пресловутый русский «авось пронесёт».
2 - Транспортные средства
Перевозка по зимнику осуществляется большегрузными транспортными средствами, специально оборудованными для работы в экстремальных условиях Крайнего Севера: тягачами, фурами, тяжёлыми самосвалами. При выборе автотранспорта учитываются следующие требования:
-
техническое состояние автомобиля – идеальное;
-
вес автопоезда должен соответствовать крепости льда;
-
нагрузка на оси распределяется равномерно;
-
габариты перевозимого груза соответствуют ширине дорожного полотна;
-
наличие специального утепления кабины.
Большое значение имеет профессиональная подготовка и опыт водителя: на протяжении длинного и опасного маршрута велика вероятность возникновения внештатной ситуации, требующей быстрого принятия адекватных мер. Мороз в 40-50 0С – не шутка!
3 - Доставка по зимнику в Витим
Посёлок Витим расположен в Якутии на левом берегу р. Лена. Население – около 4,5 тыс. человек.
В межнавигационный период проезд автотранспорта из Усть-Кута осуществляется по зимнику длиной 795 км, который, как правило, функционирует с декабря по апрель. Доставку по зимнику в Витим нельзя назвать дешёвой из-за большого объёма подготовительных работ по укреплению трассы, но другой альтернативы перевозки негабаритных грузов, спецтехники, стройматериалов или морских контейнеров нет.