Практически во всех регионах России логисты быстро прогнозируют время пути, однако с дорогами Крайнего Севера иначе. Сама технология прокладки зимников полностью зависит от погоды, и даже в сезон проезд доступен непостоянно, поэтому для назначения даты получения груза нужна свежая информация с места.
Специфика доставок
Каждый год путь прокладывается заново, порой обходя старую колею. Проходимость пути может круто меняться на протяжении всего нескольких километров. Перевалы, «голые» продуваемые участки и ледяные переправы приводят к авариям, а увязнувший водитель останавливает движение остальных машин — местами ширина пути не позволяет обогнуть застрявшего. Из-за этого северный дальнобойщик обязан знать в деталях каждый отдельный зимник.
Несмотря на все препятствия, перевозка грузов зимниками ведется активно — зачастую это самый дешевый способ доставки. В одном ЯНАО кроме главного зимника в Салехард накатывают десятки мелких дорог, обеспечивая поселки.
Что влияет на доступность грузоперевозок
Срок существования зимников меняется ежегодно. Перед подготовкой дороги спецтехникой нужно укрепить лед речных переправ и дождаться устойчивого снежного покрова. Когда прочность накатанного покрытия становится достаточной, определяют максимальную нагрузку на него и разрешают движение.
Бывало, сезон проезда сдвигался на месяц, хотя приблизительные сроки для каждого района проверены годами. К примеру, зимник Салехард и зимник Усть-Кут обычно доступны с декабря по апрель.
Однако даже в месяцы открытого движения проезд может быть запрещен. Администрация объявляет временное закрытие при наступлении снегопадов, метелей, буранов. Например, случилась непогода — и запланированная на январь поездка по популярному зимнику до Усть-Кута, всегда доступному к концу декабря, срывается, откладываясь на неделю. Проезд открыли, но дорога подтаяла, и власти ограничили допустимый вес машин — теперь заказ надо распределить по нескольким рейсам, снова теряя время. Чтобы избежать подобных сложных ситуаций, мы ежедневно следим за новостями районов.
Расчет длительности рейса
И вот погода подходит, зимник надежен, транспорт подготовлен, логисты определили время доставки. Для расчета использованы полученная от водителей средняя скорость движения, ожидаемое количество остановок, сообщения о последних ДТП. Груз отправляется в путь.
Но маршрут все равно остается опасным. Движение часто прерывается, зимой экстремальный мороз ломает детали машин, а весной твердая поверхность размывается, увеличивая продолжительность каждого рейса. Зимник Мирный —Усть-Кут из нашего примера длиной больше 800 километров. На таком протяженном пути ежедневно появляются новые препятствия. Световой день короткий, из связи часто только рации. Успех и скорость этой доставки по зимнику из Мирного будут зависеть не только от состояния дороги, но и от опыта и взаимовыручки людей на ней.
Чтобы грузы приезжали вовремя, а доставки были доступны нашим клиентам весь сезон, мы длительно обучаем водителей езде по Северу, всегда контролируем состояние техники и проверяем знания сотрудников.